Улицы Алабяна и Айвазовского, Армянский переулок и район Лианозово, площадь Маршала Бабаджаняна и улица Хачатуряна… Представить столицу без армян, которые считаются одной из самых многочисленных в России диаспор, непросто: кажется, они были здесь всегда.

Немного приоткрыть завесу, оказаться на полшага ближе к другой культуре, попробовать окунуться в нее, осмыслить и принять — это ли не главное в таком многонациональном городе, как Москва? Если знакомство с неизведанным манит и одновременно пугает, лучше всего обратиться к профессионалам, которые и по знаковым для московских армян местам проведут, и с традициями армянской национальной кухни познакомят. Ну а вопрос, стоит ли продолжить это знакомство, по ходу экскурсии отпадет сам собой.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Сувенирный магазин. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

История московских армян насчитывает больше восьми столетий. Авторский «армянский» маршрут по столице от гида Нины Хачатурян начинается в северной части города — с усадьбы Алтуфьево. В разные годы усадьба принадлежала представителям многих знатных фамилий, но армянская история связана лишь с одной — фамилией Георгия Мартыновича Лианозова. Выдающийся российский промышленник и меценат, родившийся в Сигнахи, маленьком городке в восточной Грузии, при рождении звался Геворгом Мартыновичем Лианосяном, и о происхождении своем никогда не забывал.

Лианозов, на излете XIX века владелец рыбного треста и скважин на Каспии, купил Алтуфьево в 1888 году, и уже через несколько лет на территории усадьбы был разбит парк и построен дачный поселок, получивший со временем название Лианозово. С той поры сохранилось только одно дачное здание: сейчас в нем располагается музей художника Константина Васильева.

Москва. Усадьба Алтуфьево. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Что касается усадебного комплекса, то сегодня вид у господского дома, сохранившего оформление 1851 года, пусть и не совсем презентабельный, зато интригующий.

Москва. Усадьба Алтуфьево. Главный дом. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В гораздо лучшем состоянии находится церковь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1763 году: она была реконструирована в начале 90-х. Говорят, что в божеский вид вскоре приведут и господский дом. В середине XIX века, когда усадьба принадлежала статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову, здание было отделано в модном тогда русском стиле. В оформлении фасадов использовались элементы, характерные для средневекового русского зодчества — как каменного, так и деревянного.

Москва. Усадьба Алтуфьево. Главный дом. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Крестовоздвиженская церковь хоть и претерпела значительные изменения, но вписалась в усадебный ансамбль вполне органично. Особенно учитывая тот факт, что после реконструкции ее площадь увеличилась почти в два с половиной раза, а колокольня, которую отлично видно с Алтуфьевского шоссе, была пристроена к храму в 1992 году.

Москва. Усадьба Алтуфьево. Церковь Воздвижения Креста Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Примерно в то же время, но несколькими годами позже в районе Олимпийского проспекта московские власти выделили земельный участок, чтобы там был построен армянский храм. Строительство, которое планировалось завершить в 2001 году, растянулось почти на десять лет: долгожданное открытие храмового комплекса Армянской апостольской церкви состоялось только в 2013-м.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сегодня общая территория храмового комплекса составляет 11 тысяч квадратных метров, и это один из главных духовных центров армян России. Высота Кафедрального собора Преображения Господня — 50 метров: он считается самым большим за пределами Армении и самым высоким армянским храмом в мире.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

За основу проекта храма, построенного строго по армянским канонам и способного вместить до тысячи прихожан, был взят тип классического христианского сооружения Армении. Согласно традициям классической армянской архитектуры, здание размещается на каменном основании — стилобате.

Фасады храма и парапеты отделаны армянским розовым туфом, пол — мрамором и гранитом. Стилобат вымощен гранитной брусчаткой и плитами. И в наружной, и внутренней отделке храма много резьбы по камню.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Внутри храм создает впечатление еще более величественное, чем снаружи, а песнопения разительно отличаются от тех, что можно услышать в православных храмах. Благодаря хорошей акустике густой, обволакивающий звук голосов разносится повсюду, занимая каждый сантиметр пространства.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Свечи прихожане ставят в огромные квадратные подсвечники, заполненные песком и водой, по поверхности которой плавает застывший воск. По какой-то необъяснимой причине оторваться от этого зрелища почти невозможно.

Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Армянский храмовый комплекс. Кафедральный собор Преображения Господня. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Помимо собственно храма, на территории комплекса расположено много зданий самого разного назначения. Туристов, как правило, больше всего интересует магазин продуктов от армянских производителей (с весьма привлекательными ценами) и сувенирная лавка, где можно купить если не все, то многое, связанное с армянской культурой: от игрушек и посуды до книг и ювелирных изделий.

осква. Армянский храмовый комплекс. Сувенирный магазин. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
осква. Армянский храмовый комплекс. Сувенирный магазин. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Программа знакомства с историей армянского народа не была бы полной без посещения легендарного Армянского кладбища — самого маленького на территории Москвы, но однозначного одного из самых интересных.

Москва. Армянское кладбище. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

 

Старейшее из сохранившихся здесь захоронений датируется 1818 годом. До революции фамилии усопших на могилах писали как на армянском, так и на русском языке, а в советское время, как правило, только на русском. Большинство могил относится к концу XIX — началу XX века, а особую атмосферу — не раздирающей скорби, а светлой грусти — создают два музыканта, играющих на дудуках у входа на кладбище.

Москва. Армянское кладбище. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Армянское кладбище сегодня является филиалом Ваганьковского. Что ни имя, то эпоха: здесь похоронены многие выдающиеся деятели различных областей науки и искусства, банкиры и коммерсанты, герои Великой Отечественной. Например, участник обороны Брестской крепости Самвел Минасович Матевосян, который командовал первой после атаки немцев контратакой. Спустя несколько лет он принимал участие в штурме Берлина, а затем был одним из тех, кто расписался на Рейхстаге: «Я из Бреста. Самвел Матевосян».

Москва. Армянское кладбище. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Шахматист Тигран Петросян, композитор Микаэл Таривердиев, писатель Андрей Платонов, купец и нефтепромышленник Георгий Лианозов, актриса Надежда Румянцева, писатель Мариэтта Шагинян, актер Юрий Катин-Ярцев — все эти люди обрели последнее пристанище именно здесь, на Армянском кладбище Москвы.

Армянская культура, понятное дело, намного шире и глубже, чем об этом можно рассказать в рамках ознакомительной экскурсии. Скульпторы, художники, архитекторы — множество представителей армянской творческой элиты внесли огромный вклад в облик столицы, без которого Москва не была бы Москвой.

Театр Российской Армии? Построен по проекту архитектора Каро Семеновича Алабяна. Здание посольства Армении? Роскошный особняк, принадлежавший потомкам старейшего армянского рода Егиазарян. Армянский переулок? Первая армянская община в Москве.

И, конечно, ни один разговор об армянах немыслим без традиционного застолья. Попробовать Армению на вкус в рамках экскурсии позволяет посещение ресторана «Ноян Тун», интерьер которого воспроизводит детали старинной армянской архитектуры, а колонны, арки и средневековые армянские миниатюры на библейские сюжеты воссоздают атмосферу древности.

Москва. Ресторан «Ноян Тун». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Ресторан «Ноян Тун». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Национальная кухня армян считается одной из древнейших в Европе и самой древней в Закавказье, а армянские кулинарные традиции, сохранившиеся в первозданном виде, пользуются любовью во многих странах мира. Гостям ресторана предлагается попробовать традиционный армянский салат из отварной говядины с обжаренными в сметанном соусе баклажанами, а также суп, который называется «Спас» и готовят который из мацони, пшеницы и кинзы. На горячее — ишли кюфта, блюдо, представляющее собой двойную котлету. Наружная часть — нежный фарш из говядины с булгуром, начинка — фарш, обжаренный с орехами и специями. В общем, для первого гастрономического знакомства вполне достаточно.

Москва. Ресторан «Ноян Тун». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Не исключено, что вопросы, касающиеся истории московских армян, могут остаться даже после такого историко-гастрономического путешествия. Кто из российских самодержцев отдал армянам земли в России? Почему Байрон изучал древний армянский язык? Какое отношение имеют армяне к Московскому ипподрому? Приоткрыть завесу — лишь первый шаг. Самое время сделать второй.

Редакция сайта Strana.ru благодарит за помощь в создании материала компанию «Магазин Путешествий»