“Я работаю для обычных людей. И мне более интересно встретить на улице человека в моей оправе, чем увидеть в таких очках какую-либо знаменитость на страницах журнала. Большинство людей носит одни очки около трех лет, редко кто покупает их каждый сезон”. Ален Микли

Вот уже 32 года за именем Ален Микли (Alain Mikli) стоит невозмутимый статус. Его любят и уважают за креативный современный стиль и провоцирующие коллекции. Ален стремится передать свои моделям огненную страсть, которая прекрасно сочетается с высокими технологиями. Очки в понимании Алена Микли – это живой организм, который полностью раскрывается под властью мастера. Этот организм имеет разные лица, оттенки, форму и размер. Оправы предназначены не на один сезон, они экстравагантны и обворожительны. 32 года Ален Микли дарит свою страсть через поистине волшебные оправы. Имя Алена Микли (настоящая фамилия – Миклитарян), успешного дизайнера армянского происхождения, давно стало мировым брендом в области производства солнцезащитных очков, оправ, а также оптики для слабовидящих людей. Ален Миклитарян родился 1 апреля 1955 года в Бейруте. Ален сам очкарик, и вопрос красоты оправы волновал его всегда. Его друг, писательница Доминик Дьен, вспоминала, что в детстве, когда друзья звали его Микли, он злился и повторял: «Меня зовут Ален Миклитарян!».

Позднее прозвище Mikli стало брендом. Как он сам утверждает, свою будущую профессию он выбрал чуть ли не случайно – после того, как ни в одной из парижских оптик (к тому времени семья Миклитарянов переехала в Париж) не смог найти модели очков себе по вкусу. «Где-то в 18-19 лет я узнал, что у меня испортилось зрение,- рассказывает Микли. – В этот момент я купил свои первые очки и был ими разочарован. Вот тогда-то я и начал заниматься оптикой». Задумался, возможно, и о том, чтобы самому создать эту воображаемую модель, бесспорно подходящую его выдающемуся армянскому носу. В процессе обучения ремеслу Ален потихоньку начал рисовать и делать собственные оправы. Это составило существенную часть всей его последующей жизни. Впрочем, у него есть и другое объяснение тому, почему он выбрал именно эту профессию: «Меня с детства завораживали армянские глаза: глубокие, скорбные, как на старинных иконах. Чтобы скрасить эту грусть во взгляде, нужны очки в очень ярких, веселых оправах. Вот я и стал их создавать».

Интересная для модников новость пришла от компании LG. Совместно с Аленом Микли в LG сделали отличные дизайнерские 3D-очки, которые понравятся даже самому изысканному модному гурману. С 3D-очками ему предложили работать впервые, но он согласился попробовать себя на поприще проработки дизайна для «очков будущего». Ален Микли пообещал создать идеальные 3D-очки, благодаря которым даже самые требовательные к эстетике и удобству пользователи 3D-технологий останутся довольны.

В 1978 году, получив диплом оптика, 23-летний Ален сразу же основал свою компанию – Mikli Diffusion. В том же году он создал свой первый бренд и открыл маленький магазинчик, в штат которого входило всего лишь четыре человека. Кстати, это был первый мини-бутик оптики в Париже. Всего через 5 лет, в 1983 году, Элтон Джон вышел на публику в очках Mikli, и революция в дизайне очков рябью пронеслась по миру моды. Кто знал, что бурная фантазия, мастерство, любовь к профессии, стремление к совершенству, индивидуальный подход и трудолюбие дизайнера- креативщика сделают его известным на весь мир?! Вспоминая начало своей карьеры, Ален Микли сообщает: «Говорят, что у меня есть недостатки, но вы им не верьте. Просто я бываю одержим своими идеями».

Видимо, эта одержимость, следование мечте помогло Алену Микли уже через несколько лет после открытия своего маленького предприятия организовать дочернюю компанию в Нью-Йорке. Именно он в 1984 году «изобрел», причем опытным путем, новую профессию – дизайнер солнцезащитных очков и оправ. С тех пор Ален успел поработать над коллекциями очков для таких модных домов, как Chantal Thomas, Claude Montana, Ray Ban, Donna Karan, Jil Sander и многих других, а французская пресса принялась делить оптику на эры «до и после Микли». И что удивительно, это определение вошло в обиход с первого же года творческой деятельности Микли. В частности, один французский журналист написал о нем, что «с настоящего момента в индустрии солнцезащитных очков и оправ различается пре-Микли и пост-Микли». Бутики Alain Mikli стали открываться по всему миру – в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Хельсинки, Токио, Гонконге, Дюссельдорфе, Шанхае, Санкт-Петербурге и Москве. Под его собственным именем появилась еще одна линия – Mikli par Mikli.

Ален успел поработал в содружестве с известным дизайнером Филиппом Старком. Этот союз творческих личностей, прекрасно разбирающихся в технологиях, дал начало новой концепции оптики – biovision, на развитие которой Микли затратил больше года труда. В очках Starck Eyes by Alain Mikli, производимых по этой концепции, вместо обычных винтов, которыми прикрепляются дужки к оправе, используется биомеханический узел, созданный по подобию человеческих суставов. Такая конструкция дает дужкам дополнительные степени свободы и позволяет очкам удобно «садится» на любое лицо независимо от его ширины. Секрет этого механизма заключается в искусственном «сухожилии», сделанном из сложного плетеного волокна, которое может выдерживать нагрузку на растяжение до 80 кг.

Ален-Микли

Так как все крепежные детали тщательно скрыты, риск потерять винтик практически равен нулю. Кроме того, была продолжена работа и над дизайном оправы, чтобы каждый человек мог подобрать себе модель, наилучшим образом соответствующую его индивидуальности. Так появилась, к примеру, полупрозрачная опра- ва, в которой линзы удерживаются невидимыми нейлоновыми нитями. Все очки Starck Eyes снабжаются панорамными линзами Parallel Vision Control разных цветов. Филипп Старк стал также и дизайнером магазинов Mikli, сделав фирменным красный цвет. Но марка оптики стала узнаваемой не только благодаря насыщенному цвету, но и армянскому носу Алана: Микли превратил свой характерный профиль в оригинальный манекен для демонстрации очков, и именно его узнают во всем мире. Будучи по своей природе космополитом, одинаково естественно чувствующим себя в Японии и в Москве, он остается французом до мозга костей, умеющим тонко наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, и никогда не забывает о своих армянских корнях, а потому с увлечением рассказывает про армянскую кухню и своих армянских друзьях, которым он много помогает. Весь звездный Голливуд, независимо от того, есть ли предписание к ношению очков или нет, щеголяет в его изделиях. Катрин Денев, Шэрон Стоун, Брюс Уиллис, Жан Рено, Паскаль Обиспо, Жан-Поль Готье, Ленни Кравиц, Боно (знаменитые прозрачные оранжевые очки), Фредерик Бергедер (актер), Педро Альмодовар, Шарлота Рэмплинг, Джек Николсон, Элтон Джон – лишь малый список его постоянных клиентов. Дизайнер философски замечает: «Я всегда говорю: если звезда действительно хочет быть звездой, она должна прийти ко мне!» Ален Микли охотно общается с журналистами и вместе с тем тщательно ограничивает вторжение средств массовой информации в свою личную жизнь.

Он с удовольствием и интересом общается с новыми людьми, но не любит массовых сборищ и «обязательных» светских мероприятий, не производит впечатления завсегдатая салонов красоты и модных показов, но следит за тем, чтобы выглядеть стильно и элегантно, предпочитая, конечно, одежду собственной марки. (В 1998 г. Микли, путешествующий из одного часового пояса в другой, обнаружил, что всегда одет не по погоде. Тогда ему в голову пришла мысль об одежде для людей, которые часто путешествуют. Так где-то между Парижем и Токио появилась на свет линия одежды Alain Mikli). Это человек, посвятивший свою жизнь творчеству, и в то же время это успешный коммерсант, чья компания входит в список самых успешных предприятий малого и среднего бизнеса Франции.

Wishing The Material Girl a #HappyBirthday • @Madonna circa 1984 with @gracejonesofficial • #madonna #80s #icons

A photo posted by alain mikli (@alainmikliparis) on

По словам самого Алена, тенденции в мире очков – это совсем не то, что происходит в мире моды. Законы моды в большей степени применимы к солнцезащитным очкам. Солнечные очки с каждым годом становятся все больше, темнее, все сильнее закрывают лицо. Правда, «…мы все дальше продвигаемся к высокотехнологическому образу жизни. Хотим мы того или нет, мы не можем помешать проникновению новых технологий во все сферы жизни и во все продукты, в том числе и в производство очков. Вполне возможно, что буквально через несколько лет появятся вполне изящные очки с телефоном. Немного позднее, может быть, придет пора отображать на линзах очков полезную информацию. Такие технологии уже есть. Но вряд ли эти гибриды станут массовыми. Очки все-таки должны выполнять основную функцию…», – говорит Ален. Возможно, залог успеха марки остоит в том, что Микли в основу своего дизайнерского творчества положил самый что ни на есть простой постулат: бесспорно, очки идут всем, только нужно их правильно подобрать. Нет такой универсальной оправы, которая шла бы всем – нужен индивидуальный подход.

"Geometry in motion — the #shades of #summer by @alainmikliparis" • #regram from @tfcpress • #sunglasses

A photo posted by alain mikli (@alainmikliparis) on

Создавая свои работы, Ален пытается заглянуть в самые потайные уголки человеческой сути. Именно прибегая к ручному труду, можно изобрести такие очки, которые будут частью личности, подчеркивать ее и дополнять, а не станут безмолвным атрибутом знаменитого дизайнера. «Успех модели очков, – говорит Ален Микли, – зависит от разницы в полмиллиметра, малейшего неверного движения инструмента, которое может помешать изделию раскрыться полностью. Все вращается вокруг страсти и импровизации». Ален Миклитарян по своей сущности новатор, его неиссякаемая фантазия просто поражает. Он единственный, кто делает специальные выставки для слепых, перекладывая изображение в тактильный ряд. Так, выставка Яна Артюза-Бертрана «Мир с высоты», прошедшая пару лет назад в Москве, стала доступна слепым и слабовидящим благодаря Алену и изобретенной им технологии, которая позволяет «переводить» картины на язык прикосновений. Картины великих художников становятся в результате пластинами, которые слабовидящие могут «смотреть» с помощью пальцев. Он же прикрепил крошечную телекамеру на оправу очков, превратив при этом их владельца в экипированного по последнему слову техники шпиона.

О дизайнере пишут: «С появлением Микли у нас есть «очки не только чтобы видеть, но чтобы быть увиденным». Эти же определение стало визитной карточкой его творчества. В этом году Ален Микли и Жан-Поль Готье объединились для создания капсульной коллекции очков. Ален с удовольствием поделился с прессой своими впечатлениями от работы с легендой мира моды. «Работать с ним легко и весело. Он такой активный: не может оставаться серьезным дольше пяти минут. Он все еще ведет себя как ребенок. Мы не виделись с ним 20 лет, а однажды он просто взял и позвонил мне. И предложил создать совместную линию очков. Я ответил, что больше не занимаюсь коллаборациями. Он лишь воскликнул: «Нет-нет! Мы должны это сделать. Я должен поработать с тобой. Я слишком устал, чтобы работать с кем-то еще». Затем мы вспомнили общее прошлое и буквально на пять минут вернулись к бизнесу. Так все и решилось». Не будет преувеличением сказать, что сегодня Ален Микли – самый известный дизайнер очковой оптики. Он стал символом нового поколения дизайнеров-креативщиков, фигурой, которой восхищаются, которой подражают и которой завидуют.

ЗАВЕРШЕНИЕ «Ален всегда жил своими мечтами, а ежедневные заботы не для него, они его утомляют. Задаю себе вопрос: изменил ли Алена его успех? Отвечаю: нет. Он совсем не изменился, все тот же смех, странная смесь мягкости и твердой решимости, и забываю свои опасения о том, что успех может влиять на людей. Он рассказывает, а я погружаюсь во временное пространство, где главные герои – его проекты. Он рассказывает мне об ошибках прошлого, на которых он учился, о том, что он сейчас гораздо больше доверяет своим сотрудникам, а я чувствую его пламенный энтузиазм в отношении будущего. Наблюдая за ним, я вижу, что ему немного одиноко. За маской удачливого руководителя таится слабость художника: его боязнь быть неправильно понятым… Ален продолжает рассказывать о своей новой линии одежды. Глаза горят, прямо, как когда мы были подростками, его воодушевление нисколько не угасло за эти годы. Я успокоилась. Смотрю на часы. Совсем забыла, каким разговорчивым может быть Ален, когда он в кругу друзей… История о взаимоотношениях Алана и Микли – невероятная история любви, которая продолжается по сей день». Доминик Дьен (Dominique Dyens), писательница.