Говорят, когда-то армяне отмечали союз двух людей семь дней и семь ночей, которые были насыщены всевозможными играми и обрядами. Это было настоящее народное гуляние. А что, если вернуть старинную традицию? Можно ли сочетать ее с современным ритмом жизни?

Каждая девушка мечтает о красивой свадьбе. А какова она в представлении большинства современных армянок? Перечислим несколько критериев этой «идеальной» свадьбы: огромный светлый зал, весь украшенный цветами, громкая, подчас буквально оглушительная музыка почти постоянно в стиле рабис, ведущий с неизменной «свадебной» программой, в которой только имена меняются, ну и, конечно же, торт в несколько этажей, большая часть которого — бутафория.

Даже при наличии всех этих атрибутов нельзя утверждать наверняка, что жених с невестой действительно наслаждаются торжеством, как, впрочем, и гости. Может поэтому многие молодые пары сегодня ищут альтернативу, а некоторые кидают взор в сторону национальных традиций.

Свадьба как народная сказка

Востоковед Айк Ераносян и экономист Сирарпи Леране Ходжабагян рискнули… Рискнули справить свадьбу не как все, а по традициям Сюникской области Армении, откуда родом они оба.

«Мы хотели понять, что представляет собой традиционная армянская свадьба, и каким образом можно ее организовать», — говорит в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Айк.

Задача оказалась не из легких, а точнее – весьма сложной, ведь в осуществлении задумки паре не могла оказать помощь ни одна организация. Словом, для молодых людей это был настоящий челендж, однако они решили не отступать. Около двух лет потребовалось для того, чтобы изучить все необходимые материалы и воплотить эту весьма амбициозную идею в жизнь. Однако, как говорится, игра стоила свеч.

«После многие из наших гостей признавались, что теперь с трудом принимают участие в других свадебных торжествах», — с улыбкой замечает Сирарпи.

А как же все было? Свадебному салону с невыносимо громкой музыкой молодожены предпочли живописную деревушку, затерянную в горах Сюника – празднество проходило под открытым небом. Вместо одного дня веселье длилось целых три с соблюдением всех важных обрядов национальной армянской свадьбы.

Жених с невестой, как и все гости (почти 300 человек), были одеты в национальные костюмы – таразы. Словом, свадьба была без пятиэтажного торта (его заменила большая пахлава с медом), без фейверков и салютов, но превратилась в настоящее народное гуляние, о котором мы знали только из книг.

Нетривиальная альтернатива

Имея такой опыт за плечами, Айк и Сирарпи решили сами заняться организацией оригинальных свадебных торжеств, основав компанию TonirWeddingVillage.

Идея в том, чтобы предоставить молодым возможность сыграть трехдневную свадьбу по древним армянским традициям в живописной деревне Вагатин (недалеко от известного монастыря Воротнаванк) в Сюникской области.

«Разумеется, не все старинные обычаи приемлемы сегодня. К примеру, среди большинства западных армян, которые жили бок о бок с турками, принято было давать выкуп за невесту (в переводе с армянского – «глхагин» — ред.). Обычно за девушку платили золотом, а в некоторых местах – домашними животными. Причем для того, чтобы определить размер выкупа, невесту сначала взвешивали – чем полнее, тем дороже. А кое-что из старинных обычаев мы адаптировали к современным реалиям, но есть правила, которые следует строго соблюдать, в том числе и религиозные обряды. Кстати, выполняются они все три дня, а не 30-40 минут, как это происходит сейчас», — рассказывает Айк.

В свою очередь Сирарпи добавляет, что в стремлении адаптировать традиции очень важно не исказить их.

«Мы хотим восстановить армянские свадебные традиции, но ни в коем случае не коверкать их, у нас нет на это права. Мы работаем с этнографами, искусствоведами музыковедами, ведь запутаться в данном деле очень легко. Кстати, это еще одна задача TonirWeddingVillage – обеспечить работой людей, специальность которых не очень востребована в современном мире», — говорит она.

Сирарпи также отмечает, что нынче, в силу недостатка информации и поверхностного отношения к делу, истинные обычаи нередко искажаются.

«Необходимо уделять огромное внимание именно деталям. К примеру, на нашей свадьбе мы говорили, что незамужние девушки не могут завязывать пояс или фартук, или же, сейчас часто шьют таразы и путают при этом их узоры и орнаменты. В итоге на платье невесты появляется узор, характерный для надгробного камня. Это неправильно, есть правила, которые нельзя нарушать, поэтому следует быть очень осторожными», — говорит девушка.

В этом деле молодые люди выступают лишь организаторами, которые координируют процесс, остальными же вопросами занимаются именно специалисты сферы. Прежде чем начать работать с той или иной парой, Айк и Сирарпи сначала изучают обычаи именно той местности, откуда родом жених и невеста.

«Несмотря на то, что сегодня наши свадьбы довольно однообразны, армянские венчальные традиции очень богаты и разнообразны, и каждый регион имеет свои особенности. К примеру, к нам обратилась пара: молодой человек был родом из Сасуна (ныне находится на территории Турции – ред.). И он был сильно удивлен, узнав о том, что костюм жениха в этой области белого цвета. То есть там принято было демонстрировать нравственную чистоту жениха. Платье невесты же было ярким и разноцветным. Дело в том, что невесте не нужно было облачаться в белое, чтобы показывать свою нравственную чистоту, поскольку это само собой подразумевалось», — говорит Айк.

В целом, добавляет Сирарпи, самые популярные свадебные цвета – красный, зеленый и белый. Во многих областях невеста наряжалась в красное. Во-первых, этот цвет был очень популярен в связи с вордан кармир (краска, получаемая из араратской кошенили – ред.). Красный также символизировал плодородие. Кроме того, люди верили, что он защищает от сглаза.

В заключение добавим лишь, что армянская традиционная свадьба, безусловно, является достойной альтернативой современной ее версии. И если кому-то наскучило однообразие, всегда можно устроить интересный и красочный праздник по народным обрядам и преданиям.